Кадровая яма. Как бизнесу избежать дефицита хороших сотрудников

Кадровая яма. Как бизнесу избежать дефицита хороших сотрудников
Кампус Apple Park. Фото: David Paul Morris/Getty Images

До кадрового кризиса в России осталось всего 12 лет. Производственным компаниям он обойдется в $4,4 млрд, финансовым — в $3,1 млрд, технологическим — в $1,2 млрд. Рост зарплат востребованных специалистов во всех нишах российского бизнеса  будет стоить корпорациям $102 млрд. Банк России заявляет о сильной нехватке кадров уже сегодня. И ставит эту проблему в один ряд с главными среднесрочными рисками для экономики страны. Министр труда Максим Топилин заявил, что Россия уже в состоянии дефицита трудовых ресурсов. В стране исторический минимум безработных — около 685 тыс. человек. У этой проблемы две главных причины — падение рождаемости после «перестройки» и кризис в системе высшего образования. И вот что может сделать ваша компания в этих условиях.


1.

Нанять как можно больше молодых талантливых сотрудников.

2.

Надолго удержать в своей команде лучших.

3.

Постоянно делать это лучше своих конкурентов.

Как выглядит ситуация сегодня на самом деле? Вот что показал опрос аналитического центра «Битрикс24» в мае 2018 года:

  • 50% российских топ-менеджеров считают, что увольняющегося сотрудника невозможно удержать;
  • 40% руководителей думают, что премия — лучшая мотивация лояльности подчиненных;
  • 35% на полном серьезе считают, что сотрудник, которого начали хантить, — уже потерян для компании.

Еще раз: больше трети топ-менеджеров и владельцев компаний считают, что ценный сотрудник, за которым началась охота на рынке, — уже потерян для их компании.

Правда в том, что российские компании не сильно заботятся о комфорте своих сотрудников. Руководители считают, что зарплаты и интересной работы достаточно, чтобы сотрудники были лояльны к компании. Это не так.

Если сотрудник захочет уволиться — они попробуют немного поднять ему зарплату (примерно на 5% —15%). Других аргументов, чтобы «задержать» человека, у таких руководителей просто нет. Специалист уходит «в закат», а компания моментально несет прямые расходы из-за поиска, замены и адаптации нового человека.

Давайте взглянем на «меню рекрутинга» сегодня на московском рынке:

  • корпоративные тарифы на порталах по поиску работы: 60 тыс. рублей— 70 тыс. рублей в месяц;
  • ставка кадрового агентства: от 100% оклада будущего сотрудника. Если вы ищете сотрудника выше среднего уровня, это еще от 100 тыс. рублей;
  • зарплата HR-менеджера: от 45 тыс. рублей;
  • время простоя незакрытой вакансии / бесполезных собеседований: бесценно.

Итого мы получаем «средний чек» прямых расходов на поиск сотрудника около 200 тыс. рублей.

Россияне работают не только из-за зарплаты. В реальности для сотрудников очень важны: карьерный рост, большой соцпакет, удобное расположение офиса, дружная команда, внимательный руководитель, обучение за счет компании.

Да, в России есть корпорации с мощной кадровой политикой, —  Яндекс, Mail Ru, Avito, Мегафон, ABBYY, Danone. Про их ультрамодные офисы, похожие на космические корабли, снимают телепередачи и пишут статьи. Они понимают, что их главный бизнес-актив — сотрудники. И им должно быть хорошо.


Западные корпорации занимаются вопросом лояльности сотрудников больше 50 лет. В 1970-х годах боссы FedEx поняли, что счастье сотрудников порождает отличный сервис для клиентов. И одними из первых в мире создали философию People-Service-Profit.


Каждый год их HR-менеджеры проводят опросы всех линейных сотрудников, чтобы узнать уровень их комфорта. А потом устраивают встречу с руководителями, где решают «вскрывшиеся» проблемы. Компания Cambridge Consultant сильно задолго до эпохи Силиконовой долины предлагала сотрудникам бесплатные обеды, напитки, медицинский пакет и обучение.

AT&T запустила собственный онлайн-университет. В нем учатся и делятся опытом 280 тыс. сотрудников компании.  В Zappos давно упразднили официальные должности — это помогает создать в организации неформальную и открытую атмосферу, уничтожить «офисную дедовщину».

Талантливые специалисты будут часто уходить в компании, где уже есть вся «инфраструктура для жизни». От спортзалов до relax-комнат, от салат-баров до штатного психоаналитика.

Но таких «уютных» компаний — единицы. И в России они располагаются в основном в Москве и Санкт-Петербурге. А попасть туда на работу ой как непросто. У всех остальных только один выход — бесконечно повышать зарплату. Но это невозможно. Сотрудники поймут этот «лайфхак» и будут пользоваться этим до тех пор, пока вы не разоритесь.


Обновите мебель и смотрите футбол


Многим кажется, что начинать создавать уют и комфорт можно только с миллиардными доходами «Газпрома» или «Сбербанка». Но это не так.

Не обязательно сразу выкупать для вашего офиса целый этаж в бизнес-центре класса А и заказывать капитальный ремонт. Начните с малого. Обновите офисную мебель, поставьте кондиционеры, купите новую микроволновку и кофемашину, отремонтируйте санузлы. Покрасьте стены в белый цвет — так пространство будет казаться больше.

Создайте вашим бойцам пространство для отдыха. Пуфики, мини-холодильник с фруктами и снэками, плазма с игровой приставкой, телевизор и креативная неяркая подсветка комнаты.

Организуйте для сотрудников бесплатное корпоративное питание, как в Airbnb, Facebook или Dropbox. Этот аргумент вообще может стать решающим фактором, если кандидат получил офферы сразу от нескольких компаний.

Затраты на такую «косметику» могут составить от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. А у многих сотрудников точно пропадет желание убегать домой ровно в 18:00, они будут рассказывать друзьям и знакомым, как классно у них работать.

Банально, но ввод гибкого графика сделает вашу компанию невероятно привлекательной. Кто-то из ваших сотрудников живет в области, приезжает и уезжает в офис на электричке, — им будет удобно работать с 8 до 17 часов. Кому-то удобно с утра заниматься спортом или изучать иностранные языки — им понравится график с 12 до 20 часов. Кстати, гибкий график давно действует практически во всех IT-компаниях. А их главный актив — сотрудники.

Идея для смелых. Если позволяет формат бизнеса — введите в рабочий график часовой перерыв на сон. Как Google или The Huffington Post. Вы будете приятно удивлены возросшей продуктивностью ваших подчиненных.

Заведите небольшие приятные традиции. Совместный заказ еды по пятницам, небольшие вечеринки по праздникам, совместный просмотр фильмов или футбольных матчей. С такими традициями команда станет дружнее. Главная задача руководителя — возглавить этот процесс. Лично. И вести его до тех пор, пока ваши сотрудники не «подтянутся» и не начнут что-то выдумывать сами. Только тогда вы можете выдохнуть и немного расслабиться.

Если у вас есть дресс-код — разрешите сотрудникам раз в неделю ходить в casual-одежде. Или наоборот — пропишите требования к внешнему виду. Посмотрите, что изменится.

Измените культуру общения — уйдите от формальностей. Откажитесь от обращения по имени и отчеству, перейдите на «ты». Это сильно разгружает психологически, избавляет от ненужного трепета перед начальством.

Обучение за счет компании — невероятно мощный и недооцененный аргумент при закрытии вакансии. Выделите небольшой бюджет на краткие тематические курсы. В начале года посмотрите, сколько стоят хорошие курсы, которые помогут прокачать «скиллы». И заложите эти деньги в годовой бюджет. Нет финансов? Учите сотрудников сами. Смотрите вместе лекции, фильмы, трансляции деловых форумов, вебинары. Пригласите знакомых предпринимателей поделиться своей историей успеха — в наш калининградский офис приезжал Федор Овчинников из «Додо Пицца».

Очень важно почистить операционную рутину. Пересадите переписку из email в чаты, подключите системы электронного документооборота, разрешите сотрудникам отчитываться раз в неделю, а не каждый день, ставьте задачи не устно, а с помощью современных таск-менеджеров, храните все документы в «облачных» хранилищах.

К хорошему привыкаешь очень быстро — тяжело пойти работать туда, где надо не создавать, а бесконечно отчитываться и согласовывать. Даже за большие деньги.

Сотрудника невозможно удержать только зарплатой и премией. Хорошую зарплату могут предложить во многих компаниях. Но в России до сих пор мало где думают о том, чтобы сотрудникам было действительно приятно находиться на работе. Это ваш шанс удержать лучших менеджеров и нанять самых талантливых. Несмотря на размер вашего бизнеса.

На это у нас с вами осталось 12 лет.